apafnutiy (apafnutiy) wrote,
apafnutiy
apafnutiy

Categories:

Размышления о полноте


Часто встречаются попытки свести человека к стройной простой схеме, претендующей не только на научность, но и на универсальность. Используются ссылки на авторитеты, на чьи-то изыскания, подтверждающие подобную т.з. и т.п. Однако, как представляется, выразить всё одной формулой, подобно желаниям Лапласа, невозможно.
Известно, что наука, развиваясь и углубляясь, множилась в своих специализациях. Условно говоря, к исследованию объекта каждая спец. дисциплина подходит со своим методом, делает упор на значимые именно для этой дисциплины явления/признаки/критерии и т.п., захватывая важную лишь для неё часть целостной картины. При таком подходе неминуемо возникает проблема полноты и системности - как сблизить языки каждой специализации, как грамотно свести полученные знания в единое целое?
Параллельно наука противопоставляла себя религии и искусству. Наука становилась "воинствующей", в битвах и через жертвы пробиваясь к истине.
Но всегда ли научное мировоззрение ведёт к истине? Казалось бы, ответ очевиден. Но всё не так просто...
Владимир Иванович Вернадский один из тех, кто был способен не только анализировать, но и синтезировать, видеть целостную картинку. Встречаются мнения о недооценённости его трудов, действительно, сейчас о нём почти не вспоминают, а зря.

Из работы "О научном мировоззрении" (тут и далее выделено мной - apaf):
Весьма часто приходится слышать, что то, что научно, то верно, правильно, то служит выражением чистой и неизменной истины. В действительности, однако, это не так. Неизменная научная истина составляет тот далёкий идеал, к которому стремится Наука и над которым постоянно работают её рабочие.
... Таким образом, "научное мировоззрение" не является синонимом истины точно так, как не являются ею религиозные или философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа.
...научный метод не есть всегда орудие, которым строится научное мировоззрение, но это есть всегда то орудие, которым оно проверяется. Этот метод есть только иногда средство достижения научной истины или научного мировоззрения, но им всегда проверяется правильность включения данного факта, явления или обобщения в науку, в научное мышление.
... Некоторые части даже современного научного мировоззрения были достигнуты не путем научного искания или научной мысли, - они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода.
Всегда ли можно изолировать науку от всего остального и продуктивно ли стремиться к абсолютизации "научного мировоззрения" (Вернадский отделяет философию, религию, общ. жизнь, искусство от науки)?
Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении.
... Уничтожение или прекращение одной какой-либо деятельности человеческого сознания сказывается угнетающим образом на другой. Прекращение деятельности человека в области ли искусства, религии, философии или общественной жизни не может не отразиться болезненным, может быть, подавляющим образом на науке. В общем, мы не знаем науки, а следовательно, и научного миросознания, вне одновременного существования других сфер человеческой деятельности; и поскольку мы можем судить из наблюдения над развитием и ростом науки, все эти стороны человеческой души необходимы для её развития, являются той питательной средой, откуда она черпает силы, той атмосферой, в которой идёт научная деятельность.
... Только в абстракции и в воображении, не отвечающим действительности, наука и научное мировоззрение могут довлеть сами себе, развиваться помимо участия идей и понятий, разлитых в духовной среде, созданной иным путем. Говорить о необходимости исчезновения одной из сторон человеческой личности, о замене философии наукой, или обратно, можно только в ненаучной абстракции.
По-моему, всё точно и справедливо. А у вас какое мнение?

Tags: Вернадский В.И, Размышления, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments