apafnutiy (apafnutiy) wrote,
apafnutiy
apafnutiy

Categories:

Живое и неживое



Очень часто сталкиваюсь с позицией, согласно которой необходима и достаточна лишь рациональная форма деятельности, мало того, только такая форма единственно верная! Предельная формализация, алгоритмизация, технологизация – вот что спасёт отца русской демократии наше общество от катастрофы.
Первая реакция – возражение: а где в такой постановке творческое начало? Где собственно что-то человеческое? Что делать с интуицией? Ну и вообще, а возможно ли такое, чтобы живого человека свести к автомату?
В качестве иллюстрации, два понятия: политика и политология. Политика – живая человеческая деятельность. Политику часто называют искусством возможного. Политология – научная дисциплина, обобщающая и анализирующая неотменяемую фактуру, предельно рациональная, не допускающая внутренних формальных противоречий. Выдвигаемые политологией гипотезы часто исходят только из рационального объяснения действий политиков, поэтому так же часто не улавливают те материи, которые практически не поддаются формализации. Соответственно снижается качество прогнозов, основанных на таких гипотезах.

Короче говоря, неплохо было бы разобраться или хотя бы высветить эту проблематику.

С.Е.Кургинян в монографии "Метафизическая война" (МОФ ЭТЦ) ставит вопрос ребром (здесь и далее выделено мной – apaf.):
Мало кто сомневается в особом значении метафор. В том, что именно они являются и главным инструментом творческого разума, и главным материалом для живого языка, чью роль в создании человека и сохранении человеческой сущности трудно преувеличить.
И если именно язык (который от метафор освободиться не может) создал человека, то являются ли существа, использующие только математику как язык [формализованный], причём язык, освобождённый от метафор, - людьми?
Далее Кургинян говорит о том, что этот вопрос волнует не только философов, но и тех, кто занят созданием мироустроительных проектов, т.е. нашего будущего. Согласитесь, с такой постановкой – проблематика перестаёт быть академической и становится насущной!

Тем интереснее рассмотреть мысли А.Ф.Лосева. В работе «Проблема символа и реалистическое искусство» он пишет о невероятной сложности научной формализации даже самых простых вещей:
Нужно помнить, что в науке является самым трудным как раз то, что интуитивно понятно и ни для кого не представляет на первый взгляд никаких затруднений. Разумеется, всем известно, что такое текст и контекст. Но войти в анализ этих понятий при современном состоянии науки требует огромных усилий.
Становление и текучесть внутри семантики отдельного падежа, а также между падежами вообще настолько неперечислимы и для терминологии неуловимы (зато они весьма отчётливо уловимы для непосредственного "чувства языка"), что мы будем правы воспользоваться для этой непрерывной семантической текучести каким-нибудь специальным термином [речь идёт о символе].
Встречался с расхожим мнением, мол, понять – равно выразить в понятиях. Т.е. не выразил в понятиях – считай, ничего не понял, да и вообще – не думал даже! Представляется, что это лишь отчасти справедливо, а всё много сложнее.
Лосев утверждает, отсылая нас к известному марксовскому тезису о Фейербахе под номером одиннадцать:
Понятие есть такое отражение действительности, которое вместе с тем является и её анализом, формулировкой её наиболее общих сторон на основе отделения существенного в ней от несущественного.
Однако с философской точки зрения наиболее совершенным является то понятие, которое способно обратно воздействовать на породившую его действительность, её переделывать и совершенствовать.
…человеческая фантазия может любые несравнимые и несоизмеримые элементы действительности поставить в закономерный и непреложный ряд. И этот ряд подчинить какой-нибудь ещё небывалой модели. … мы должны сказать, что если уж зашла речь о подлинном реализме, то для нас фантастичнее всего сама же человеческая жизнь. И все-таки методы символически-мифологического мышления с познавательной точки зрения оказываются необходимыми в изображении даже максимально прозаических и позитивных сторон жизни, не говоря о прочих её сторонах.
… научное понятие принципиально лишено всякой образности. Итак, символ отличается от понятия тем, что содержит в себе образный элемент, которого нет в научно-выработанном понятии.
...существует непосредственно-интуитивный способ пользования вещами и существует способ мыслительно-дискурсивный И если мы отдадим себе полный отчёт в этих двух способах подачи действительности нашему сознанию, то, как нам кажется, выяснится и полное отличие символа от понятия. Функциональность и отражение действительности, обобщённость единичных явлений, закономерность соотношения общего и единичного и возможность разложения в бесконечные ряды - все это даётся в символе непосредственно-интуитивно, в понятии же - мыслительно-дискурсивно.
Т.е., с познавательной т.з., необходимыми являются не только научно-понятийные методы, но и «методы символически-мифологического мышления», формы не только «мыслительно-дискурсивная», но и «непосредственно-интуитивная» соответственно. Но и это не всё, Лосев, как диалектик, идёт дальше, он не только различает понятие и символ, он видит их в единстве:
Необходимо категорически утверждать, что без использования символических функций сознания и мышления невозможно вообще никакое осмысленное сознание вещей, как бы оно примитивно ни было.
...Без превращения наших научно-философских понятий в символ мы вообще не могли бы обладать совершенными понятиями, способными переделывать действительность. … Никакая человеческая жизнь, ни идейная, ни бытовая, повседневная, невозможна без символов, которыми мы пользуемся ежеминутно, так как всякая жизнь всегда есть движение и стремление и несёт на себе как нагрузку прошлого, так и заряженность для осуществления будущего [предлагаю сравнить с замечаниями Вернадского В.И.]
Ну и напоследок ещё одно замечание Лосева: «В самое последнее время о вздорности абсолютного формализма в языкознании талантливо писал Р. А. Будагов» [«О предмете языкознания»].

Tags: Кургинян С.Е., Лосев А.Ф., Размышления, Философия
Subscribe

  • Ход за Президентом: с кем он?

    Иллюстрация с сайта r-v-s.su Наступает тот момент, когда придётся сделать выбор. Даже Президенту. От этого выбора может очень многое измениться…

  • Борьба продолжается | РВС

    В 2013 году я услышал о том, что в нашей стране собираются внедрять систему ювенальной юстиции по западному образцу. Для меня презумпция…

  • РВС помогает Путину сдержать слово

    Иллюстрация с сайта vk.com Совет Федерации проголосовал за законопроект с ювенальными нормами. Конституцией РФ частью 3й статьи 107…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments