apafnutiy (apafnutiy) wrote,
apafnutiy
apafnutiy

Categories:

Виктор Эмиль Франкл "о поправке на ветер" в воспитании.

В дополнение к заметке на странице общественной организации РВС привожу текст речи В.Франкла (спасибо товарищам, делавшим субтитры).


<...> Они хотят много зарабатывать. В Европе на любого американского студента, более того, на любого взрослого американца, смотрят как на человека, который хочет много зарабатывать.
В действительности же, 16%, 16% (!) студентов своей главной проблемой и задачей в жизни видят хороший заработок, цитирую дословно – «делать много денег». Но знаете, какова была самая многочисленная категория? <...> 78% представителей американской молодежи были озабочены тем, чтобы, как они сами выразились, «найти смысл и цель в жизни». То есть, это реалистичный взгляд на человечество!
И знаете, вы не поверите, глядя на мои седые волосы и мой возраст, но недавно я начал ходить на уроки пилотирования самолета. Знаете, что мне сказал мой инструктор? Если вы вылетаете отсюда и хотите добраться сюда, на восток, но дует боковой северный ветер, то в итоге вас снесёт, и вы приземлитесь здесь. Поэтому приходится, как это называется у пилотов, «лететь со сносом». Нужно целиться на точку, расположенную севернее этого аэродрома и лететь таким образом, как будто бы вам нужно в том направлении. Если вы целитесь сюда, севернее этого аэродрома, то на самом деле к нему и прилетите. Но если будете целиться сюда
[аэродром], то прилетите южнее.
Это справедливо и для человека, я бы сказал.
Если рассматривать человека таким, как он есть, мы делаем его только хуже. Но если мы его переоцениваем... <...> Если мы хотим казаться идеалистами и переоцениваем человека, даём ему завышенную оценку, и смотрим на него сюда, выше, чем он есть, знаете, что происходит? Мы способствуем тому, чтобы он был тем, кем он на самом деле может быть. Поэтому в каком-то смысле нам приходится быть идеалистами, поскольку так в итоге мы оказываемся настоящими реалистами.
Знаете, кто это сказал? «Если мы рассматриваем человека таким, как он есть, мы делаем его хуже, чем он есть. Но если мы рассматриваем его таким, каким он должен быть, мы не даём ему стать таким, каким он мог бы стать». Это не мой инструктор по пилотированию, это не я, это Гёте, он это выразил словами.
Теперь вы понимаете, почему я в одной из своих работ написал: это самая подходящая максима и мотив для любой психотерапевтической деятельности. Поэтому, если вы не признаёте у молодого человека его желание иметь значение, его поиск значения, вы делаете его хуже, скучнее, разочарованным. Вы ещё более усиливаете его разочарование. А если вы допускаете в этом человеке, в этом так называемом уголовнике, или несовершеннолетнем преступнике, или наркомане наличие хотя бы искры поиска значения… Давайте признаем это! Давайте допустим это! И тогда вы вызовите у него это, вы заставите стать его тем, кем он в принципе может стать.

Для наглядности к высказанному В.Франклом добавлю схему:
В.Э.Франкл_схема
В.Франкл говорит о двух подходах воспитательного воздействия: реалистично-позитивистском и попустительском, которые приводят к результату позитивно-реальному или негативному соответственно. При этом крайне важно то, что первый подход ориентируется на идеальное.
Tags: В помощь родителям, РВС, Родительское Всероссийское Сопротивление, Франкл В.Э.
Subscribe

  • Об эвтаназии | Франкл В.Э.

    В.Э.Франкл — человек, прошедший через ужас концлагерей, знающий цену человеческой жизни, имеющий огромный философский, научный и клинический…

  • Ход за Президентом: с кем он?

    Иллюстрация с сайта r-v-s.su Наступает тот момент, когда придётся сделать выбор. Даже Президенту. От этого выбора может очень многое измениться…

  • Борьба продолжается | РВС

    В 2013 году я услышал о том, что в нашей стране собираются внедрять систему ювенальной юстиции по западному образцу. Для меня презумпция…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments